В Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоялась авторская экскурсия по выставке «Святая великомученица Екатерина». Ее провела куратор выставки, московский искусствовед Екатерина Журбина.
Напомним, что на экспозиции представлены около 40 произведений русского искусства XVII – начала XX века, связанных с образом Великомученицы. В экспозицию включены экспонаты из шести музеев России: Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Московского музея русской иконы, Ярославского художественного музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании. Первоклассные произведения поступили на выставку из московских частных собраний Вячеслава Момота, Сергея и Татьяны Подстаницких, антикварного салона «Оранта» и екатеринбургского коллекционера Алексея Тимощука, иконная коллекция которого целиком посвящена Святой Екатерине.
Стоит отметить, что специально для этой выставки из запасников достали икону святой великомученицы Екатерины, которая до 1930 года находилась в главном Екатерининском соборе и икона из Ново-Тихвинского монастыря. Эти иконы долгое время были недоступны для всеобщего обозрения.
«На иконах с изображениями святой Екатерины всегда есть орудия ее пыток и символ ее славы – пальмовая ветвь и лавровая ветвь. Также она всегда представлена в царских одеяниях с короной на голове. В XVIII веке тема ее божественного обручения начинает фигурировать в иконографии, и в работах этого периода ее безымянный палец часто занят кольцом»,- подчеркнула Екатерина Журбина.
Самая ранняя икона выставки, датируемая XVII веком, открывает зрителю ключевой сюжет из жития этой святой – диспут с римским императором. При помощи проповеди Екатерина убедила окружение и жену цезаря в истинности христианского учения. Вслед за девушкой, все они приняли мученическую смерть.
«В то время для православия весьма важным являлся мотив борьбы с многочисленными ересями. Сюжет, повествующий о диспуте с императором-язычником, замечательно ложился в просветительскую канву», – подчеркнула Журбина.
Наивысшего почитания Великомученица Екатерина достигла к концу XVII века, когда Алексей Тишайший назвал одну из своих дочерей этим именем, тем самым прописав имя в «святцах». Тогда же был основан первый Екатерининский Собор.
Отдельно московский искусствовед остановилась на вопросе почитания святой Екатерины нашем городе. «Именины Екатерины для горожан всегда были большим праздником. В храмах проводились торжественные службы, миряне ставили свечи и возносили молитвы своей небесной покровительнице», – отметила Журбина.